Не выговаривает Р

Если ребенок не выговаривает звук Р

Если ребенок не выговаривает звуки, у родителей возникает справедливое беспокойство. Наиболее часто в речи нарушается звук [Р]. Это не случайно. Дело в том, что этот звук достаточно сложен, для его произнесения требуются определенные условия: наличие сильной воздушной струи, включение голоса, вибрация языка.

Вибрация языка

Что нужно делать, если ребенок не выговаривает (букву)звук Р? Обратите внимание на следующие факторы:

1.       Возраст малыша. Если ребенок не достиг пятилетнего возраста, то отсутствие звука [Р] не рассматривается как дефект. В норме этот звук появляется в речи одним из последних, к 5 – 5,5 годам.

2.       Картавость кого-то из членов семьи. Хотя речь не передается по наследству, речь взрослых для ребенка – образец. Малыш может неосознанно копировать не только слова и обороты речи родителей, но и их звукопроизношение.

3.       Развитие органов артикуляции. Подвижность языка проверить не сложно: выполните несколько упражнений артикуляционной гимнастики и посмотрите, испытывает ли малыш трудности, как владеет языком, быстро ли устает. Обратите внимание на толщину языка. При массивном, мясистом языке проблемы с вибрацией его кончика возникают чаще.

4.       Подъязычная связка. Так называемая «уздечка» у некоторых детей может быть укорочена и мешать подниматься кончику языка вверх. У пятилетнего ребенка уздечка должна быть от 0,8 сантиметров. Отклонением считается уздечка, прикрепленная слишком близко к кончику языка, а также утолщенная, почти сросшаяся с языком. Проверьте, может ли малыш самостоятельно поднять язык к верхнему небу, а также попросите его присосать язычок к небу и «поцокать» им как лошадка. Если у крохи возникают сложности, не стоит пугаться. В настоящее время к хирургическому подрезанию подъязычной связки прибегают в исключительных случаях. Для растяжения уздечки хорошо помогает артикуляционная гимнастика и специальный логопедический массаж.

Уздечка

5.       Голос. Если речь малыша очень тихая, голос слабенький, может потребоваться работа над силой и длительностью речевого выдоха, выработка воздушной струи. Попробуйте произнести Р, не выдыхая воздуха, и вы поймете, насколько для этого звука важно правильное речевое дыхание.

6.       Характер нарушения. Существует несколько форм нарушения звуков:

— отсутствие (ракета – акета),

— замена (вакета, лакета),

— искажения, включая горловое произношение, когда вибрирует горло, а не язык,

— смягчение (рякета).

7.       Наличие в речи мягкого звука РЬ [Р’]. Этот звук сходен по положению органов артикуляции со своим старшим братом — твердым Р, но легче для произнесения из-за отсутствия вибрации. Если малыш четко произносит слова ремень, рис, ряд, рюкзак, то он на полпути к появлению твердого Р.

Что же можно сделать самостоятельно?

Для начала используйте прием «по подражанию». Предложите малышу вместе с вами «порычать как медведь». В некоторых случаях этого бывает достаточно.

Попробуйте «завести мотор»: широко улыбаясь, громко произнести Дрр-Дрр_Дрр. Ребенку значительно легче произносить [Р] не отдельно, а с опорой на твердый согласный.

Если эти приемы не привели к результатам, и ребенок все равно не выговаривает букву р, тогда вам следует обратиться к логопеду, т. к. заниматься постановкой звука должен только специалист. Логопед сможет выявить причины и форму нарушения, а также подберет приемы для постановки, которые подойдут именно вашему малышу. Ведь результаты коррекции речевых нарушений во многом зависят от того, насколько помощь была своевременна.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Яндекс.Метрика